Урок-конспект по теме: "Осень в стихах русских поэтов"
Цель урока:
- - Знакомство ребят с творчеством поэтов, которые писали про осень;
- - Воспитание эстетического восприятия окружающей среды;
- - Развить точность использования слов в речи на примере стихов русских поэтов;
- - Развить образное мышление;
- - Воспитать патриотизм и любовь к родному краю.
Оборудование урока:
- - Выставка книг русских поэтов, которые писали про осень;
- - Выставка портретов поэтов, которые писали про осень;
- - Аудиозаписи стихов русских поэтов;
- - Букет осенних цветов;
- - Осенние листья.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
Учитель:
- «Дети, давайте отгадаем загадки. О чем они?»
- «Пустеют поля, мокнет земля, дождь поливает, - когда это бывает?» (Дети: «Осенью»)
Или
- «Лес расселся, неба просинь , - это время года ….?» (Дети – «Осень»)
Учитель:
- «Правильно, дети, это все загадки по осень»
- «Уходит лето – приходит осень»
Дети слушают стихотворение Исаковского «Попрощаемся с теплым летом».
- «А что вы еще знаете об осени?»
- «Что такое осень?» (время года)
- «Чем отличается от других это время года?»
3.Тема урока - Какой видели осень русские поэты
- «Посмотрите на портреты русских поэтов, - кого вы знаете?»
- «Об осени писали многие поэты: Пушкин. Тютчев, Фет, Кольцов, Бунин, Плещеев, Толстой, Бальмонт, Есенин... (Дети записывают в тетрадки). Писали они по-разному, потому что осень разная.»
- «Как бы вы рассказали об осени, как о прекрасном времени года?»
- «А как бы вы рассказали об осени неприветливой, мокрой, холодной?»
Ф. И. Тютчев
- «О начале осени, как никто другой, написал Тютчев." (Дети слушают аудиозапись стихотворения Тютчева "Есть в осени первоначальной». Дети анализируют стихотворение.)
	Есть в осени первоначальной
	Короткая, но дивная пора —
	Весь день стоит как бы хрустальный,
	И лучезарны вечера…
	
	Где бодрый серп гулял и падал колос,
	Теперь уж пусто все — простор везде, —
	Лишь паутины тонкий волос
	Блестит на праздной борозде.
	
	Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
	Но далеко еще до первых зимних бурь —
	И льется чистая и теплая лазурь
	На отдыхающее поле…
К. Д. Бальмонт
- «Теплый период осени еще называют "бабьим летом". Давайте послушаем еще стихотворение Бальмонта «Поспевает брусника»». (Анализ стихотворения.)
- «А что еще поспевает осенью?»
	Поспевает брусника,
	Стали дни холоднее,
	И от птичьего крика
	В сердце стало грустнее.
	
	Стаи птиц улетают
	Прочь, за синее море.
	Все деревья блистают
	В разноцветном уборе.
	
	Солнце реже смеется,
	Нет в цветах благовонья.
	Скоро Осень проснется
	И заплачет спросонья.
А. С. Пушкин
- «Попозже осень входит в свои права. Раскрашивает она своими красками лес, сад,- делает все золотым и красивым.» (Аудиозапись "Унылая пора! Очей очарованье!". Анализ.)»
- «Пушкин использует слова - "багрянец", "золото". Посмотрите, ребята, на листья. Отвечают ли правде его слова?». (Учитель показывает листья разных цветов. Пусть ребята определят, - каким деревьям пренадлежат эти листья.)
	Унылая пора! Очей очарованье!
	Приятна мне твоя прощальная краса —
	Люблю я пышное природы увяданье,
	В багрец и в золото одетые леса,
	В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
	И мглой волнистою покрыты небеса,
	И редкий солнца луч, и первые морозы,
	И отдаленные седой зимы угрозы.
М. Ю. Лермонтов
- «Ребята, а все ли листья меняют свой цвет осенью?» (Еловые - не меняют. Дети слушают Лермонтова "Осень").
	Листья в поле пожелтели,
	И кружатся, и летят;
	Лишь в бору поникши ели
	Зелень мрачную хранят.
	Под нависшею скалою
	Уж не любит меж цветов
	Пахарь отдыхать порою
	От полуденных трудов.
	Зверь отважный поневоле
	Скрыться где-нибудь спешит.
	Ночью месяц тускл и поле
	Сквозь туман лишь серебрит.
А. А. Фет
- «Изменения природы осенью описал Фет в стихотворении "Ласточки пропали"»
- «Ребята, а все ли птицы улетают на юг?»
- «Какие птицы улетают, а какие остаются?»
	Ласточки пропали
	А вчера зарей
	Все грачи летали
	Да, как сеть, мелькали
	Вон над той горой.
	
	С вечера все спится,
	На дворе темно.
	Лист сухой валится,
	Ночью ветер злится
	Да стучит в окно.
	
	Лучше б снег да вьюгу
	Встретить грудью рад!
	Словно как с испугу
	Раскричавшись, к югу
	Журавли летят.
	
	Выйдешь – поневоле
	Тяжело – хоть плач!
	Смотришь – через поле
	Перекати-поле
	Прыгает как мяч.
А. В. Кольцов, А. С. Пушкин, А. Н. Плещеев
- «Погоду осени хорошо описал Кольцов в стихотворении "Осень", Пушкин в стихе "Уж небо осенью дышало"», Плещеев "Осень" (анализ стихотворений)
- «В последнем стихотворении написано, что высохли цветы. А цветут ли такие цветы осенью - вот в этом букете.» (Учитель показывает букет)
А. Н. Плещеев "Осень"
	Осень наступила,
	Высохли цветы,
	И глядят уныло
	Голые кусты.
	
	Вянет и желтеет
	Травка на лугах,
	Только зеленеет
	Озимь на полях.
	
	Туча небо кроет,
	Солнце не блестит,
	Ветер в поле воет,
	Дождик моросит..
	
	Зашумели воды
	Быстрого ручья,
	Птички улетели
	В теплые края.
Учитель:
- «Так чем же привлекает поэтов осень? Тем, что она красива и неповторима. Подбирая слова, поэты, делают ее живой, с характером. Она то воет, то плачет, то шепчет»
Итог урока
- «Вспомните. какие поэты писали про осень?»
- «Какие стихотворения вам больше всего понравились?»
Домашнее задание
- Выучить понравившееся маленькое стихотворение русских поэтов про осень наизусть.
- Выученное стихотворение проилюстрируйте собственными рисунками.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.
 
        